Но у меня нынешние воинственно-восторженные настроения почему-то вызывают ассоциации с главой из прочитанной в детстве замечательной книги Марчелло Арджилли "Десять городов" - "Солдафония". В ней в принципе все главы прекрасны, часть из них можно хоть сейчас экранизировать в рамках того же "Чёрного зеркала" или в "В девятом номере", ну а некоторые просто милые и детские, такая вот книга контрастов. Но "Солдафония" произвела на меня самое сильное впечатление. В нём рассказывается о городе, весь смысл существования которого - война. Ей подчинена вся жизнь в этом мрачном месте - "Куда ни посмотришь, всюду плакаты: «ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ! БОЛТУН – НАХОДКА ДЛЯ ВРАГА! », «ПРОХОД ЗАКРЫТ! ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ! », «СНАЧАЛА ПРОПУСТИ ТАНК, ПОТОМ ПРОЕЗЖАЙ САМ! ». Патрули следят за тем, чтобы все щелкали каблуками, у ворот заводов и фабрик дежурят наряды пулеметчиков, в подъездах портье-часовые спрашивают у всех пароль."..
Мирные дни - это печальное время для Солдафонии. Но они к счастью недолги "– Храбрецы мои! – кричал Великий Командор. – Вас ожидает слава! Уничтожайте врага, разрушайте его дома, сжигайте поля! Это ваш долг перед родиной! Вы готовы выполнить приказ?"
В детстве все эти описания дивного города произвели на меня сильное впечатление. Особенно мне запомнился разговор генералов:
– У нас действительно прекрасная молодежь, морально здоровая, отважная, честная, – согласился генерал, уполномоченный по трофеям на оккупированных территориях. – В Солдафонии не бывает краж. Благодаря военному воспитанию у нас нет воров.
– Не только воров, но и убийц, – прибавил другой генерал, командир Бригады Смерти, штурмового соединения, солдаты которого снимали часовых и сжигали врагов пламенем огнеметов.
– Любовь к родине – вот чувство, вдохновляющее всех наших людей, – сказал генерал, возглавляющий борьбу с партизанами на оккупированных территориях. – Невозможно говорить без восхищения о том, как мои люди выполняют приказы.
Все эти замечательные люди отдают приказ расстрелять дезертира Паоло:
– Почему ты дезертировал?
– По трем причинам, – ответил Паоло. – Я не хочу убивать – раз. Не хочу быть поработителем – два. Не хочу грабить – три.
Можете считать меня либералом, пацифистом и даже слюнтяем, но я не хочу, чтобы моя Родина превращалась в Солдафонию. Не хочу, чтобы милитаристский угар гасил в людях человечность. Не хочу, чтобы правый режим в очередной раз вёл мой народ на убой, прикрываясь красивыми лозунгами. Я не вижу сейчас Идей, за которые стоит умирать. Я не вижу настоящих Опасностей для Родины, из-за которых стоит убивать. Я вижу лишь унылых серых человечков с каждой из сторон, преследующих свои интересы.
Journal information