Пока трампушка продолжает истерить, республиканцы выдумывают всё новые невероятные истории (то целые кладбища за него голосуют, то филадельфийская мафия (едва живая) поддерживает), а российские патриоты заявляют о смерти американской демократии, мне вспомнились другие американские выборы. Действительно нечестные. Там было всё - грязные деньги отца будущего победителя, поддержка мафии, голоса мертвецов, омерзительный чёрный пиар, подкуп избирателей и нужных чиновников. И сомнительная победа с перевесом в 0,17% - 110 тысяч голосов. Итак, 1960 года. Джон Фицжеральд Кеннеди против Ричарда Милхауза Никсона. Год, когда американская демократия умерла.
Кандидат-демократ Кеннеди заявил, что США начали отставать от СССР в военном и экономическом плане, а при нём настанет "A time for greatness" - время для больших вещей. Кандидат-республиканец, действующий вице-президент Ричард Никсон, обещал стабильность, продолжение мира и благополучия. За 47-летним Никсоном был политический опыт и президент Эйзенхауэр - герой войны, за 43-летним красавчиком Кеннеди стоял богатый отец и его связи во всех слоях общества. И, спросив у сына "сколько тебе нужно голосов, чтобы стать президентом", Джозеф Кеннеди взялся за дело.
Лучше всего это получилось в Чикаго, Иллинойс, с помощью старого друга семьи Тони Аккардо, одного из величайших боссов организованной преступности. "У нас нет сомнений в том, что большинство жителей Чикаго... убеждены и считают, что имеют все основания для такого убеждения, что выборы 8 ноября характеризовались таким грандиозным и осязаемым мошенничеством, что по крайней мере два республиканских кандидата были лишены победы. Ричард Никсон — на выборах президента и Бенджамин Адамовски — на выборах генерального прокурора штата",— писала The Chicago Tribune. Аналогичные обвинения звучали и со страниц других американских газет.
Впрочем, именно в Чикаго произошли самые масштабные нарушения. Эрл Мэзоу, журналист The New York Herald Tribune, позже ставший биографом Никсона, отправился в Чикаго, чтобы лично убедиться в правдивости слухов, ходивших о тех методах, которыми мэр города Ричард Дж. Дэйли (ирландец и демократ, как и Кеннеди) обеспечил победу своему однопартийцу и соплеменнику. Или опровергнуть их.
Опровергать было нечего. "Помню, там было одно такое кладбище. Все имена с могильных камней были внесены в избирательные списки, и все они проголосовали... А еще был дом, пустой, заколоченный. В нем никто не жил. Но Кеннеди он принес 56 голосов",— писал Мэзоу. Кроме того, мэр Дэйли установил для всех районов Чикаго квоты голосов за Кеннеди. Позже выяснилось, что на 1367 избирательных участках были отмечены "значительные ошибки" в подсчете голосов.
В итоге только в округе Кук, в который входил и Чикаго, Кеннеди выиграл с перевесом в 319 тыс. голосов — вдвое большим, чем общенациональный. Иллинойс отошел к Кеннеди с перевесом в 8858 голосов при 4,7 млн проголосовавших.
Схожие проблемы обнаружились и в Техасе. К примеру, десятки тысяч бюллетеней были там признаны недействительными из-за того, что избирателям не было разъяснено, как правильно заполнять бюллетень: надо было не только поставить галочку или крестик напротив имени понравившегося им кандидата, но и зачеркнуть имена всех остальных кандидатов. Таким образом были признаны недействительными 45 тыс. бюллетеней, поданных за Никсона и кандидата в вице-президенты Генри Кэбота Лоджа. Кроме того, в нескольких округах, в которых местная власть контролировалась республиканцами, под предлогом отсутствия места для хранения были уничтожены еще тысячи признанных недействительными бюллетеней.
Разумеется, республиканцы (не Никсон лично, а функционеры Республиканской партии на уровнях штатов) потребовали пересчета голосов в тех районах, в которых манипуляции представлялись особенно масштабными. Однако большого успеха эти жалобы в судах не имели. К примеру, в Чикаго окружной судья Томас Клучински, один из близких друзей мэра Дэйли, отказался рассматривать жалобу. Позже президент Джон Кеннеди назначил Клучински федеральным судьей. Там же, где пересчет состоялся, открылись скорее приписки в пользу Никсона и Лоджа.
Кеннеди сделали святым выстрелы в Далласе, а Никсон ещё станет президентом, дважды, проиграв в 1972 году только в двух штатах, и ещё вляпается в Уотергейт, но это уже совсем другая история.
Использованы материалы Коммерсанта
Journal information