Начало нашей эры, время, когда Рим был в зените своей славы. Тяжёлые времена остались в прошлом: ни один варвар больше не прорычит "Горе побеждённым!"; Карфаген давно разрушен и не доведётся новому Ганнибалу грабить Италию; Спартак, потрясатель Республики, разбит, тысячи его сторонников распяты вдоль Аппиевой дороги; отбушевала страшная гражданская война, начавшаяся после убийства Цезаря. Республики больше нет, установился принципат под управлением мудрого Октавиана Августа. Великая Империя всё расширяется, сминая всех и вся на своём пути, и никто не сможет перед ней устоять. Так считали римляне, да и сам Август. И имели на это полное право - Средиземное море в те времена превратилось в "Римское озеро".
Но империи живут, пока продолжают завоевания. Всё дальше продвигаясь на восток, римляне основали провинцию Germania Magna на землях восточнее Рейна. Германские племена в те времена представляли собой общество вольных и воинственных людей, именно под предлогом защиты галлов от Германцев Юлий Цезарь добился от Сената ввода войск в Галлию. И если в Галлии и до романизации были крупные поселения, то германские племена жили в небольших деревушках, преимущественно охотой и скотоводством. Воинская доблесть была поставлена на первое место у этих свободолюбивых людей. Военачальников и вождей они уважали, но важные вопросы решались на общем собрании племени. Богачей у этих племён тоже не было - земельные участки каждый год перераспределялись между членами племени, чтобы не допускать возникновения неравенства. Не знали они и денег. До прихода римлян.
Тиберий, пасынок Августа и будущий император, провёл блестящую кампанию и заключил союз с большинством германских племён, кроме маркоманов,одного из крупнейших племён наряду с херусками. Но покорить маркоманов он не успел и отбыл для подавления крупного восстания в Паннонии (нынешнии Венгрия и Болгария). А вот на племя херусков римляне опирались в Германии. Сын одного из вождей племени был взят в заложники и отправлен на обучение в итальянскую Равенну. Подобная практика ассимиляции варварской знати была очень популярна у римлян. Его настоящее имя, как и имя Спартака, не известно, но в истории он остался под римским именем Арминий. Сделав блестящую военную карьеру, подавляя восстание в Паноннии, став эквитом (всадник, аналог рыцаря) и гражданином Рима, в 25 лет он вернулся на родину вместе с новым наместником провинции, Публием Квинтилием Варом. Ранее Вар возглавлял провинцию Сирия, по выражению римского историка "он приехал бедным человеком в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной".
Вар стал облагать население тяжёлыми налогами, вершить чуждое правосудие, устраивая суды на римский манер и даже ввёл смертную казнь за воровство, что для германцев было неслыханно - у них от преступления можно было откупиться так называемой вирой.
Неизвестно, что стало последней каплей, которая побудила Арминия начать подготовку восстания - то ли участившиеся голодные смерти, то ли выросший "лес" крестов с распятыми соплеменниками, то ли бесчинства легионеров, но начальник римского вспомогательного войска начал подговаривать вождей херусков и соседних племён напасть на римлян. Вара пытались предупредить о готовящемся мятеже, но он лишь отмахивался. Да ему и не стоило бояться - дисциплинированное войско не могла победить плохо вооружённая толпа варваров, в которой личное мужество ценилось превыше дисциплины. Но у Арминия был свой план.
На северо-востоке провинции вспыхнули восстания мелких племён, и Вар, который всё равно собирался идти в этом направлении на летние квартиры выступил подавлять его, с тремя легионами опытных бойцов (примерно 20 тысяч человек), обозом и семьями. При вступлении в Тевтобургский лес - болотистую холмистую местность, колонна римлян сильно растянулась, создать боевые построения - главную силу римской армии, сделалось невозможным. И тут на них напали херуски и другие племена. С обеих сторон колонны со стороны кустов и деревьев свистели копья и стрелы, внезапно нападали с дикими криками и почти сразу отступали, вновь растворяясь в местности, отряды варваров. Вспомогательное войско римлян, состоявшее из германцев и управляемое Арминием, неожиданно и внезапно разбило часть римских отрядов. В конце дня римлянам наконец удалось отбиться, выйти на открытое место и сгруппироваться, разбив и укрепив лагерь. На утро Вар принял решение идти дальше, большая часть обоза, замедлявшего движение, была им сожжена, колокольчики мулов и лошадей заглушили, чтобы постараться передвигаться как можно бесшумнее. Нападения варваров не было - на открытой местности римляне были непобедимы. Но на другой день (третий день битвы) войска вошли вглубь леса. Вдобавок начался ливень, который сильно мешал римлянам - прокли луки, щиты, доспехи, грязь мешала передвигаться. Почти (а иногда и совсем) голые германские воины, прекрасно знавшие местность, не знали такой проблемы. Избиение римлян продолжалось весь день. Конница Нуминия Вала попыталась бежать, но была перебита близ Рейна ожидавшими этого отрядами Арминия. Вар и другие высшие офицеры покончили с собой, бросившись на мечи.
Германцы перебили всех пленных, трибунов, центурионов и гражданское руководство (судей) принесли в жертву богам, повесив их на деревьях. Всего было убито от 20 до 27 тысяч римлян, лишь единицам удалось спастись из леса.
Голову Вара Арминий отправил вождю маркоманов, который в свою очередь отправил её в Рим. Август впал в шоковое состояние. Он одел траур, перестал брить лицо и бился головой о косяки виллы с криком: "Вар, верни мне мои легионы!". В Риме ввели военное положение, германцев, включая охрану императора, выслали из города.
Римляне конечно провели карательную операцию, и даже нанесли Арминию поражение, но в итоге захватили в плен лишь беременную жену Арминия, которую потом горда провели в цепях по Риму во время Триумфа. Но снова закрепиться в Германии им так и не удалось.
Арминий пытался объединить племена и стать королём, но свободолюбие тогдашних германцев ему преодолеть не удалось. В возрасте 37 лет он был отравлен, возможно собственным тестем (именно он пытался предупредить Вара о восстании).
В середине XIX века Арминий стал символом объединившейся Германии. Его назвали Германом и даже поставили памятник
Империя ещё не один век будет грабить мир, но именно племена из непокорённой Германии - готы и вандалы, в конце концов неоднократно возьмут Рим (который правда уже не будет столицей) и заставят Западную Римскую Империю рухнуть. А франки, англы, саксы станут родоначальниками новых империй.
Journal information