Спокойно, я не хочу поговорить с вами об Иисусе.
Думаю, у многих есть книга, или другое художественное произведение, сформировавшее или изменившее их взгляды на жизнь. Для меня таким произведением, как ни странно, стала детская повесть Марчелло Арджилли "Десять городов". Ну как повесть - короткие рассказы про десять сказочных городов. Рассказики про хорошие, позитивные города - Поэтонию, Архитекторию, Рафаэлию - и впрямь вполне детские, поэтому не особенно меня впечатлили даже когда я сам был ребёнком.
Куда больше меня заинтересовали мрачные города:
Полицейск:
В «Учебнике отличного полицейского» черным по белому написано:
«Все жители города делятся на:
1) заключенных (то есть обвиненных и осужденных);
2) скрывающихся от правосудия (обвиненных, но еще не арестованных);
3) привлекавшихся к судебной ответственности (обвиненных, осужденных и вновь освобожденных до следующего ареста);
4) подозреваемых (всех без исключения, кто еще находится на свободе).
Дабы каждый житель Полицейска сменил временное положение «подозреваемого» на окончательное положение «заключенного», следует как можно скорее вынести ему приговор. Собирая против него необходимые улики, отличному полицейскому надлежит: подслушивать его телефонные переговоры; проверять переписку; не спускать с него глаз; следить за тем, что он читает, говорит, думает, видит во сне. Если перечисленные меры, продиктованные исключительно интересами безопасности, не дают оснований для обвинения, это свидетельствует лишь о чрезвычайной ловкости преступника. В подобном случае колебания излишни: следует выдвинуть против него ложные обвинения и произвести арест. Подверженный энергичному допросу третьей степени, арестованный чистосердечно расскажет все, что мы хотели бы от него услышать.
В рассказике повествуется о доблестном Агенте Икс, который в пылу полицейского азарта измордовал и арестовал сам себя.
Видимо именно после прочтения я воспринимаю полицию исключительно как мусоров.
Солдафония. Город, который живёт войной и радуется ей:
– У нас действительно прекрасная молодежь, морально здоровая, отважная, честная, – согласился генерал, уполномоченный по трофеям на оккупированных территориях. – В Солдафонии не бывает краж. Благодаря военному воспитанию у нас нет воров.
– Не только воров, но и убийц, – прибавил другой генерал, командир Бригады Смерти, штурмового соединения, солдаты которого снимали часовых и сжигали врагов пламенем огнеметов.
– Любовь к родине – вот чувство, вдохновляющее всех наших людей, – сказал генерал, возглавляющий борьбу с партизанами на оккупированных территориях. – Невозможно говорить без восхищения о том, как мои люди выполняют приказы.
В этом очерке рассказывается о судьбе дезертира Паоло.
– Почему ты дезертировал?
– По трем причинам, – ответил Паоло. – Я не хочу убивать – раз. Не хочу быть поработителем – два. Не хочу грабить – три.
"Швейк" конечно тоже повлиял, но первопричина моего крайне скептического отношения к воякам именно в прочтении "Солдафонии". Которая научила ещё и тому, что быть героем - необязательно значит драться.
Хозяинополь
В этом городе даже у воздуха есть хозяин: сделал вдох – получай счет. Есть хозяин телефона, газа, воды, кошек, цветов, хозяин бара, трамвая, такси, бильярда, кинотеатра, ресторана, магазинов, автомата, продающего жевательную резинку.
Ты хочешь пить и подходишь к фонтанчику… Откуда ни возьмись, появляется решительный господин и вручает тебе чек:
– Пожалуйста, в кассу…
В Хозяинополе ни один человек понятия не имеет, что такое городской сад: все сады здесь чья-нибудь собственность, и за вход в них взимается плата. И в реке хочешь искупаться – плати хозяину. Если же тебе нужно на другой берег, а в воду лезть неохота, приходится платить за переправу хозяину моста.
Куда ни повернись, всюду хозяева! Даже у городской футбольной команды хозяин есть: он покупает и продает игроков, как будто это кегли или оловянные солдатики.
В этом городе рабочие нещадно эксплуатируются хозяевами, но остаются довольными текущим положением дел - ведь при выходе на пенсию даже медаль дают! Именно о таком моменте и идёт речь.
В ответ Марко пристально, как никогда прежде, посмотрел на него и, словно врач, ставящий пациенту диагноз, сказал:
- Признайся, ты ведь никогда не работал ради того, чтобы тебя считали хорошим специалистом, старательным работником и тому подобное. Ты всегда надеялся выбиться в хозяева, хотя бы в хозяева фонтанчика.
– Ну и что из этого? – не стал отпираться Вальдо, не чувствуя неловкости от того, что ему заглянули в душу. – А если бы мне повезло! Каждый человек надеется на лучшее, это в порядке вещей. К тому же я мечтал не о фонтанчике – в мечтах я видел себя хозяином скамейки в парке. Старики, любящие посидеть на скамейке в саду и погреться на солнышке, никогда не переведутся. Билеты покупали бы нарасхват, и у меня был бы неплохой доход. – Он махнул рукой. – Но ничего не поделаешь, судьба у меня такая, что не бывать мне хозяином.
– Бедный Вальдо, ты все еще не понял, что нет покорнее раба, чем человек, который сам мечтает стать хозяином. Это значит, что хозяин подчинил себе даже твою душу. Он заставил тебя мечтать. Вы обманываете себя, ты и тебе подобные, когда мечтаете о том, чтобы стать хозяевами хотя бы фонтанчика или одной-единственной скамейки в парке. Вы мечтаете, беспрекословно подчиняясь чужой воле, а после того, как из вас выжали все соки и сказали «спасибо и прощайте», довольствуетесь никчемной медалью.
С тех пор мой взгляд на капитализм остаётся неизменным)
В сборнике есть ещё отличные притчи, достойные "Чёрного Зеркала": "Машиноградос", "Олимпийск", "Суперстар". И прекрасная юмористическая "Нью-Грамотеевка". Но тут уж спойлерить не буду)
Советую прочитать, много времени не займёт)
Journal information